Новости аномалистики

Кремниевые формы жизни

Мы привыкли думать, что иные формы жизни если где и существуют, то только на других планетах. Американский вулканолог Говард Шарп тоже так думал, по крайней мере - до своей поездки на Аляску в 1997 году. Столкнувшись там с весьма необычным явлением, он переменил свое мнение.

Шарп с группой исследователей вел на Аляске наблюдение за извержением одной из вулканических сопок. Извержение было довольно сильным - из жерла летели камни и куски туфа. К вечеру, когда все стихло, исследователи собирались возвращаться в лагерь, когда явились алеуты и сообщили Шарпу, что сопка, по их словам, «выплюнула живой камень». Заинтригованный вулканолог направился с ними и вскоре увидел камень, о котором действительно можно было подумать, что он проявляет признаки жизни.

Это был темно-коричневый с гладкой поверхностью овальный валун около метра в длину. По виду он мало чем отличался от других валунов, устилавших местность вокруг сопки, но, в отличие от них, он двигался. Это было заметно по борозде, которая тянулась за ним. При этом Шарп сразу обратил внимание, что камень не мог сползать по почве под действием своего веса: здесь рельеф шел немного на подъем, а значит, валун двигался вверх. При этом от него исходил глухой звук и шел едва заметный пар. А протянув к камню руку, исследователь ощутил слабое тепло. Насколько позволяли сгущающиеся сумерки, Шарп произвел видеосъемку, но зафиксировать камерой движение камня было невозможно, поскольку оно было слишком медленным: примерно два сантиметра за пять минут. К тому же движение замедлялось - видимо, по мере того, как камень остывал.

Шарп и его помощники проводили наблюдение за удивительным валуном всю ночь. Камень продвигался сначала на юго-восток, потом изменил направление и двинулся на юг. «Все это время меня не отпускало чувство, будто передо мной живое существо», - писал впоследствии исследователь, прибавляя, что движение камня невозможно было объяснить ничем, даже вибрацией почвы, поскольку двигался только он один. Все остальные камни, находившиеся поблизости, оставались неподвижными.

На рассвете пар от камня уже не шел, звук затих и движение почти прекратилось. Шарп уехал в лагерь и вернулся через восемь часов. За это время валун проделал путь в полтора метра, о чем свидетельствовал след на почве. Камень был практически холодным и звуков не издавал. Исследование необычного объекта продолжалось две недели. Камень двигался, но расстояния, которые он одолевал за сутки, становились все короче. Срок пребывания экспедиции на Аляске подходил к концу, и Шарп перед отъездом откол от камня небольшой кусок для изучения. Тот оказался довольно хрупким, и при ударе от него отделилось несколько фрагментов. Заодно Шарп взял для сравнения части камней, лежавших поблизости.

Анализы не выявили в образцах каких-либо аномалий. В движущемся камне имелись поры и красноватые прожилки, но в целом его структура была характерна для камней, формирование которых происходит в недрах планеты при высоких температурах.

Другая жизнь

Отметая одну за другой все версии, которые могли бы объяснить движение валуна, Шарп пришел к выводу, что в данном случае он имел дело с качественно иной формой жизни, а именно - кремниево-органической!

Гипотеза о возможности существования такой жизни была выдвинута еще в 60-е годы прошлого века. Если коротко, то дело здесь вот в чем. Белковые цепи, составляющие основу вещества всех населяющих Землю существ - от одноклеточных бактерий до человека, - построены на основе углерода. Но предполагается, что такие же цепи способен создавать и кремний. А значит, белки на его основе также могут в определенных условиях в процессе длительной эволюции привести к возникновению жизни.

Загадка движущихся камней из американской долины Смерти не разгадана до сих пор.

При этом «кремниевые» организмы и их внутренние органы не могут иметь практически ничего общего с нашими; жизненные процессы в них должны протекать не только иначе, но и во много раз медленнее, то есть само время должно двигаться для них по-иному. «Кремниевое» существо вряд ли вообще способно заметить нас, как мы не замечаем, например, порхающие перед нами молекулы. Для «кремниевых» мы слишком быстры. Они видят и чувствуют только то, что неподвижно или движется с той же скоростью, что и они.

По мысли Шарпа, такие кремниево-органические существа нашли подходящую среду обитания в раскаленных недрах планеты, где они постепенно эволюционируют. Отдельные «кремниевые» особи время от времени выносят на поверхность в результате вулканической активности, но наверху, по-видимому, они живут недолго, застывая и становясь похожими на обычные камни. Если принять гипотезу Шарпа, то с тем, что кремниевые существа живут на поверхности Земли недолго, можно поспорить. Известны, например, знаменитые движущиеся камни в калифорнийской Долине Смерти. Находящиеся на нем валуны - от трехметровых глыб до размеров с футбольный мяч - движутся, как и камень Шарпа, оставляя за собой след на почве. И движение это продолжается не одну сотню лет.

Признаки жизни проявляют не только камни из Долины Смерти. Уже несколько веков знаменит легендарный Синь-камень, находящийся неподалеку от села Городище под Переславль-За-лесским. В XVII веке этот валун, являвшийся объектом поклонения язычников, был сброшен в глубокую яму и засыпан землей, но через несколько десятков лет загадочным образом выглянул из-под земли. Известен и «плавающий» камень, обнаруженный подводниками вблизи берегов Парагвая. В 50-е годы прошлого века там обнаружились остатки испанского галеона. Детально обследовать его тогда не удалось, но была составлена подробная карта морского дна в этом месте. Среди прочих особенностей подводного рельефа на карте был указан пятиметровый валун, вросший в дно. Когда спустя почти полвека другая экспедиция занялась обследованием галеона, ее участники были немало удивлены, обнаружив на месте валуна впадину. В то же время крупный камень, не обозначенный на карте, находился неподалеку от ямы. После обследования камня и впадины подводники пришли к выводу, что камень - это тот самый валун со старой карты. За пятьдесят лет он каким-то непостижимым образом всплыл и переместился на несколько десятков метров.

Движущиеся камни были обнаружены американскими астронавтами на Луне и на Марсе. За отдельными лунными валунами, так же как и за камнями в Долине Смерти, тянулись борозды, свидетельствовавшие о том, что валуны передвигались. Самое удивительное, что некоторые борозды прерывались, а самого камня, который их оставил, на месте не было, как будто он взмыл в воздух и улетел!

«Отстающий» разум

Все эти и другие находки заставляют предполагать, что кремниевая жизнь способна существовать не только в специфических условиях земных недр, но и на поверхности планеты и даже в абсолютном холоде открытого космоса. А это значит, что жизнь на кремниевой основе распространена во Вселенной гораздо шире, чем углеродная.

Обе эти жизни, так сильно отличающиеся одна от другой, эволюционировали на Земле параллельно, но с разной скоростью, отчего и результаты их эволюции сильно разнятся. Жизнь на углеродной основе, зародившись на нашей планете три с половиной миллиарда лет назад, к настоящему времени дала разумное существо - человека. Кремниевая жизнь, зародившись здесь, по-видимому, еще раньше, находится лишь в самом начале своего пути к разуму. И объясняется это в первую очередь громадной временной разницей протекания жизненных процессов в организмах кремниевых существ и углеродных. Большая продолжительность жизни и крайняя замедленность жизнедеятельности кремниевых значительно тормозят их эволюцию. За время, пока сменялись сотни, если не тысячи поколений углеродных существ, сменялось всего одно поколение кремниевых. В результате подобного черепашьего эволюционного движения самые «продвинутые» кремниевые особи по своей «разумности» находятся сейчас в лучшем случае на уровне примитивных червей.

Кремниевые существа настолько необычны, что в нашем восприятии неотличимы от простых камней. Даже научными методами, как это видно по образцам Шарпа, не удается распознать их настоящую природу. О том, что перед нами не камни, а живые существа, мы можем догадываться лишь по их поведению, например по движению.

Современная наука отрицает наличие на Земле жизни на основе кремния. Сообщение Говарда Шарпа о находке «живого камня» ученые предпочитают не замечать, как не замечают они и многие другие явления, не вписывающиеся в рамки традиционных представлений об окружающем мире. Но эти явления все-таки существуют и ждут, когда наука, наконец, дорастет до их правильного понимания.

Игорь ВОЛОЗНЕВ