Ученые уверены: скоро инопланетяне себя выдадут

Будем искать братьев по разуму по их лампочкам и прочим высокотехнологичным продуктам.
Французские астрономы собрались искать братьев по разуму по "грязи", которую те оставляют.

Огни большого города

Загрязняют ли инопланетяне свою окружающую среду? Вполне вероятно, полагают ученые. По крайней мере, если они находятся на близком к нам уровне развития. Значит, есть шанс их - инопланетян - найти по оставленной грязи.

Речь, конечно, идет не о фекалиях. И не о других бытовых отходах. А о продуктах более высокой разумной деятельности. Например, об электромагнитном излучении. Скажем, наша планета испускает радио- и телепередачи. Теоретически их можно засечь. И принять какой-нибудь "Комеди-клаб", когда волны этого шоу достигнут соседней звезды. Приняв, братья по разуму сделают сразу два вывода: и о имеющейся на Земле жизни, и об ее интеллектуальном уровне.

Однако земные ученые предлагают сосредоточить внимание на другом загрязнении окружающей среды - на световом. Конкретно - попробовать засечь огни (лампочки, витрины, фонари, подсветка зданий) больших инопланетных городов.

- Свет, наблюдаемый на межзвездных растояниях, однозначно свидетельствовал бы о технологическом развитии обитателей планеты, - говорит Ян Шнейдер (Jean Schneider) - предводитель группы астрономов-единомышленников (еще 19 человек) из Парижской обсерватории (Paris Observatory at Meudon, France). В статье, опубликованной в авторитетном журнале "Астробиология", ученые дружно рекомендуют наблюдать.

Астрономы признают, что уловить свет инопланетных городов будет сложно. По расчетам, потребуются телескопы с общей "улавливающей" площадью в полтора квадратных километра. Но построить такие - отнюдь не фантастическая затея.

С других планет вполне можно различить огни городов Земли: космический снимок искусственного освещения нашей планеты в ночное время

Химия и жизнь

Земляне выдают свое присутствие еще и "химией" - например, хлорфторуглеродами (CFC) - веществами исключительно искусственного происхождения. Они интенсивно поглощают инфракрасные лучи в спектре и, стало быть, различимы в атмосфере. Даже если концентрация CFC составляет одну часть на триллион.

Искать хлорфторуглероды, а вместе с ними и братьев по разуму, производящих эту "химию", предлагает Лиза Калтенеггер (Lisa Kaltenegger) из Гарвардского Университета (Harvard University). Правда, нынешним наземным инфракрасным телескопам - даже самым продвинутым - для обнаружения CFC пока не хватает чувствительности. Но хватит, если вывести аппаратуру в космос.

Джим Кастинг (Jim Kasting) из Пенсильванского Государственного Университета (Pennsylvania State University, University Park) уверен, что, имея флотилию подходящих телескопов на орбите, можно обнаружить и другую гадость. Вроде паров от растворителей, очистителей и хладагентов. И они имеют свои линии поглощения. Вывод ученых: если инопланетяне существуют, то никуда они от нас не денутся. Найдем. И сотни лет не пройдет.

Или инопланетяне найдут нас

А В ЭТО ВРЕМЯ

Искатель планет нашел еще 32 штуки

Астрономы Европейской южной обсерватории (European Southern Observatory) сообщили, что обнаружили аж 32 новые планеты - естественно, за пределами Солнечной системы. Открытие было сделано посредством спектрографа HARPS (High Accuracy Radial Velocity Planet Searcher) - высокоточного искателя планет, расположенного в Чили. Прибор ищет их, определяя аномалии в движении звезд. Если у звезды есть спутники, то, вращаясь вокруг, они влияют на нее - заставляют колебаться. Звезда меняет скорость. И эти колебания точно фиксирует HARPS.

Планета земного типа в звездной системе Gliese

С помощью своего удивительного прибора ученые обнаружили уже 75 планет в 30 звездных системах. А всего их найдено около 400.

- Мы идем по пути, который, в итоге, приведет нас к обнаружению жизни и других планет, подобных нашей, - заявли один из авторов открытия астроном Стефан Удри из Женевского университета.

А подходящий кандидат уже есть. Как полагают астрономы, планета Глиезе 581"д" (Gliese 581 d) находится в так называемой зоне обитания - расположена так, что на ней может быть вода в жидком виде.

Планета Gliese 581 d расположена у своей красной звезды (чуть меньше Солнца) в обитаемой зоне (обозначена синим). Аналогичным образом расположена и наша Земля