Звезды зажигаются все реже

Во Вселенной тоже случаются кризисы.
Космический ВВП составляет сейчас только 3% от того, что было во время «пика производства» звезд.

В те дни, когда часть мира испытывает спад в экономике, астрономы обнаружили гораздо больший спад уже в космических масштабах: темп звездообразования составляет сейчас лишь 3% от того максимального значения, что было раньше, и этот спад только набирает обороты.

Скорость распространения информации в нашей Вселенной ограничена скоростью света, поэтому далекие галактики мы видим на гораздо более ранних этапах их эволюции по сравнению с Млечным Путем. Звезды в них рождаются и умирают, но свет, излученный в момент их рождения, достигает детекторов астрономических приборов с определенным опозданием, величина которого зависит от расстояния, разделяющего объект и наблюдателя. Вселенная расширяется, галактики удаляются от нас, а их спектры оказываются смещенными в красный сектор вследствие эффекта Доплера, что позволяет нам«смотреть сквозь время», наблюдая галактики с большими красными смещениями в моменты их«молодости». Величина смещения спектральных линий зависит от скорости удаления галактик от нас, поэтому красное смещение является и мерой расстояния до галактик.

Команда астрономов под руководством Дэвида Собрэла из Лейденского университета(Голландия), оценив и сравнив темп, с которым рождались звезды в галактиках, имеющих разные красные смещения, опубликовала полученные результаты в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society

Согласно современной модели эволюции Вселенной, звезды начали формироваться около 13,4 миллиардов лет назад – через примерно 300 миллионов лет после так называемого Большого взрыва. Звезды с большими массами эволюционировали и«сгорали» очень быстро, в то время как маломассивные, наоборот, оказались долгожителями. Пыль и газ, выброшенные в процессе эволюции звезд, образовывали новые звезды. Так появились три поколения звезд. Вне зависимости от массы и других свойств звезды являются одной из основных составляющих нашего Млечного Пути и других галактик, поэтому для понимания эволюции Вселенной ключевым является вопрос истории звездообразования в масштабах космических времен.

Группа Собрэла провела наиболее полное на сегодняшний день исследование звездообразования в галактиках с различными красными смещениями, используя Инфракрасный телескоп Соединенного Королевства(UKIRT), Очень Большой Телескоп(VLT) и телескоп«Субару».

Объем полученных данных в десять раз превышал тот, который был использован в предыдущих подобных работах.

Диаграмма темпов звездообразования (триллион тонн звезд на кубический световой год -- вертикальная координата) за последние 13 млрд лет эволюции Вселенной, подсчитанных на основе прямых наблюдений за звездами (значки) и с помощью метода "путешествие во времени". Как видим, графики, полученные на основе разных методик, почти совпадают: даже если мы будем ждать бесконечно, во Вселенной образуется не более, чем 5% звезд дополнительно к существующей звездной ппопуляции. // D.Sobral

Скорость, с которой в галактиках рождаются звезды, оценивалась по потоку излучения, приходящего от облаков газа и пыли – звездных«колыбелей». В результате было обнаружено, что темп, с которым во Вселенной образовывались звезды, непрерывно падал на протяжении последних 11 миллиардов лет и в настоящее время(в локальной Вселенной) в 30 раз ниже, чем в момент максимума, который был 11 миллиардов лет назад. Доктор Собрэл комментирует:«Можно сказать, что Вселенная находится сейчас в длительном и серьезном«кризисе»: космический ВВП составляет сейчас только 3% от того, что было во время«пика производства» звезд»

«Если измеренный спад продолжится, то, даже если мы будем ждать бесконечно, во Вселенной образуется не более чем 5% звезд дополнительно к существующей звездной популяции. Наше исследование свидетельствует о том, что мы живем во Вселенной, наполненной старыми звездами. Половина этих звезд появилась во время«всплеска рождаемости» звезд, который имел место между 11 и 9 миллиардами лет назад, и потребовалось более чем в пять раз больше времени для того, чтобы«произвести» остальные звезды.

Будущее может показаться довольно темным, но нам вообще-то крупно повезло, потому что мы живем в«здоровой» галактике с активным звездообразованием», – резюмирует Собрэл.

Проведенные измерения дают не только ясное представление о спаде звездообразования во Вселенной, но и формируют высокоинформативный массив данных, необходимых для ответа на еще более важный вопрос – почему это происходит?

ТЕКСТ: Анна Сабурова