Небесная ось действительно существует

Астрономы пересчитали на небе галактики, закрученные влево, и те, которые закручены вправо Фото: NewScientist
Ученые обнаружили, что Вселенная вращается. И теперь теряются в догадках, кто и когда ее закрутил?

Еще совсем недавно принято было считать: Вселенная, по всем направлениям однородна. Куда ни кинь взгляд - выглядит примерно одинаково. А энергия и материя более-менее равномерно распределены в пространстве.

В 90-е годы прошлого века выяснилось, что Вселенная расширяется, причем с ускорением. Ныне же есть основания полагать, что Вселенная скорее всего еще и вращается вокруг своей оси. По крайней мере, данные, свидетельствующие о столь удивительном феномене, получил физик Майкл Лонго (Michael Longo) из Мичиганского университета (University of Michigan in Ann Arbor).

В рамках проекта Sloan Digital Sky Survey (SDSS) мичиганцы изучили изображения более 15 тысяч спиральных галактик, определяя в какую сторону они закручены - по часовой стрелке или против, вправо или влево. Исследователи искали зеркальную симметрию во Вселенной, предполагая, что правых и левых галактик должно быть поровну. Оказалось же, что левых - тех, что вращаются против часовой стрелке - гораздо больше.

Группа Лонго заглянула примерно на 1,2 миллиарда световых лет - аномалия, то есть, асимметрия сохранялась.

Последователи Лонго из Технологического университета Лоуренса (Lawrence Technological University) с помощью специальной компьютерной программы осмотрели уже 250 тысяч спиральных галактик, бросив взор аж на 3,4 миллиарда световых лет. И тоже обнаружили больше левых галактик, чем правых.

- Полученные результаты весьма масштабны, их нельзя объяснить некой космической случайностью, - заявил Майкл Лонго. - Но они противоречат практически всеобщему представлению о том, что Вселенная в достаточно большом масштабе однородна и симметрична.

Ученые полагают: симметричной и однородной - изотропной, выражаясь научным языком, Вселенная получилась бы, если бы возникла из сферически симметричного Большого взрыва. А раз она не такая, то что-то нарушило симметрию во время Зарождения. Скорее всего некое начальное вращение - против часовой стрелки, которое сопровождало Большой взрыв. Спиральные галактики сохранили его.

- Вселенная вполне может вращаться и сейчас, - говорит Лонго. - Наш результат предполагает, что так оно, скорее всего, и есть.

Где точно проходит ось Вселенной? Куда упирается? И относительно чего Вселенная вращается? Физики и астрономы затрудняются ответить на этти вопросы. По одним данным "небесная ось" наклонена на 25 градусов влево от направления на Северный полюс Млечного пути, по другим - наклонена на 60 градусов вправо.

Галактик, закрученных в одну сторону, больше, чем закрученных в другую. Это и свидетельствует о том, что Вселенная вращалась рождаясь и до сих пор вращается Фото: NewScientist

В планах ученых осмотреть еще 10 миллиардов галактик, снимки которых будут получены с помощью так называемого Большого синоптического обзорного телескопа (Large Synoptic Survey Telescope), оснащенного тремя зеркалами (8, 3 и 5 метров в диаметре) и 3200-гигапиксельной камерой (200 тысяч фотографий в год). Его работа начнется в 2020 году в Чили. Похоже, что раньше с осью не разобраться.