Океан Бурь на Луне оказался гигантским следом астероида

Крупнейшее лунное море - Океан Бурь на видимой стороне Луны - оказалось гигантским следом от падения астероида на поверхность естественного спутника Земли, заявляют японские планетологи в статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience.

Для человека, который наблюдает за Луной невооруженным глазом, поверхность Луны состоит из темных и светлых пятен. Темные пятна представляют собой плоские низменности, которые по астрономической традиции называются морями, заливами, озерами, болотами и океанами. Первый атлас лунных "водоемов" на видимой стороне Луны был составлен в середине 17 века итальянскими учеными Джованни Риччоли и Франческо Гримальди, и с тех пор их список не менялся.

Группа японских планетологов под руководством Ресукэ Накамура (Ryosuke Nakamura) из Национального института передовой науки и техники в городе Цукуба (Япония) выяснила, что самое большое лунное море, Океан Бурь длиной в 2,5 тысячи километров, является следом падения астероида, изучив химический состав пород в нем при помощи инструментов японского зонда "Кагуя".

Авторы статьи пытались понять причину того, почему видимая сторона Луны практически полностью покрыта морями и равнинными формами рельефа, тогда как на обратной стороне господствуют холмы и другие типы возвышенностей.

Накамура и его коллеги предположили, что этот факт можно объяснить тем, что во время формирования Луны ее видимая сторона оказалась под ударом астероидной бомбардировки. Руководствуясь этой идеей, планетологи попытались найти следы подобного удара в химическом составе пород Океана Бурь.

Как объясняют ученые, падение крупного астероида должно было "содрать" и расплавить уже застывшую кору Луны, и обнажить еще жидкие верхние слои лунной мантии. Открытая магма быстро застынет, превратившись в особый вид минерала - низко-кальциевый пироксен (LCP). Таким образом, если Океан Бурь и другие крупные моря на видимой стороне Луны возникли в результате падения астероидов, они должны содержать в себе большую долю LCP-пироксена.

Руководствуясь этим соображением, Накамура и его коллеги изучили данные по химическому составу пород в Океане Бурь и в других регионах Луны, собранные японским зондом "Кагуя" за два года работы на лунной орбите. Ученые отметили на карте Луны точки с наибольшей концентрацией пироксена и сопоставили их с расположением морей на ее поверхности.

Оказалось, что большинство залежей LCP-пироксена находилось в пределах Океана Бурь, в глубоких кратерах, обнаживших выходы пород мантии на поверхность Луны. В менее крупных лунных морях, например в Море Кризисов или в Море Москвы, следы пироксена отсутствовали, что указывает на особую природу Океана Бурь.

Как полагают исследователи, их предположение можно будет проверить, сравнив химический состав коры в Океане Бурь и в других частях Луны. По словам планетологов, кора в крупнейшем море Луны должна состоять из анортзита, тогда как верхний слой недр, сохранившийся в других уголках спутника земли, состоит из полевого шпата.