Новости аномалистики

Происхождение загадочных кругов в пустыне Намиб

Круги в пустыне
Круги, называемые еще «волшебными», диаметром в несколько метров, внутри которых песок совершенно бесплоден (хотя за пределами кругов растительность довольно пышная), известны давно. С 1960-х годов ученые выдвигают разные теории об их происхождении — присутствие радиоактивных или токсичных элементов в почве, либо деятельность термитов. Исследование, проведенное 10 лет назад, опровергло все эти гипотезы, однако некоторые ученые поставили результаты под сомнение, сообщаетNewScientist.

Норберт Юргенс из университета Гамбурга в Германии исследовал сотни кругов на огромной территории пустыни Намиб в южной Африке. И он обнаружил, что единственный организм, который встречается во всех — песчаный термит Psammotermes allocerus.

Юргенс выяснил, что насекомые этого вида роют норы, делая почву пористой и позволяя дождевой воде с поверхности не испаряться сразу, а просачиваться глубже и задерживаться на «обработанной» термитами территории. В более влажной почве трава растет охотнее, и это объясняет происхождение зарослей за пределами кругов — другое дело, что внутри кругов термиты не дают траве пробиться сквозь почву, съедая ее раньше. Таким образом, считает Юргенс, термиты своими норами превращают окружающую пустыню в возделанное поле, с которого затем собирают урожай. А поедая траву и предотвращая испарение влаги с через ее листья, они вновь способствуют накоплению влаги в почве.

Подобным образом термиты выживают и в засушливых областях Австралии, где они возводят насыпи, в которых задерживаются вода и питательные вещества; таким образом, создавая вокруг себя целую экосистему.

Впрочем, у гипотезу Юргенса есть противники. Уолтер Чинкел, биолог из университета штата Флорида в Таллахасси, ранее опубликовавший работу о «волшебных кругах», подозревает, что деятельность термитов – не причина появления кругов. «Более вероятно, — говорит он, — что трава погибла по другой причине, и уже после была съедена термитами».

Однако у группы Юргенса есть убедительные доказательства своей правоты: фотографии термитов на живых корнях растений. Впрочем, оговаривается Юргенс, все еще остается вероятность того, что за бесплодность кругов отвечает некая неизвестная бактерия, гриб или даже «волшебство», но пока эти причины себя не обнаружили.